Волшебная скрипка
Почему СКРИПАЧ должен погибнуть, посмотрев в глаза чудовищ? И лткуда, вообще, возьмутся чудовища, когда скрипач берёт в руки СКРИПКУ? Очевидно, что скрипач посмотрит в глаза "скрипке", которая и является чудовищем.
Что такое "чудовище морское", очень внятно обрисовал Гумилёв в стихотворении "Змей": чудовища морские - это женщины, в обществе которых принято секс называть любовью (на дне общества).
Что такое "скрипка", можно узнать из стихотворения "На острове"("Стансы").
..Далее. Смерть скрипача названа ОДНОВРЕМЕННО и страшной, и славной. Невольно тут вспомнишь о "мучительном блаженстве" влюблённых, с которым носятся все поэты. Смерть (измена при контакте со "скрипкой"), как любая измена, конечно, страшна,но, с другой стороны, изменник к ней стремился, добивался её, и друзья-приятели-компаньоны-собутыльники- Блок и другие братья-писатели, скорее всего, станут ВОСПЕВАТЬ (смерть названа "славной") твою победу. И уж, на пределе откровенности, игра на скрипке названа "счастьем, отравляющим миры".
"Посмотри в глаза" - это настолько распространённый (в литературе) атрибут поведения влюблённых, что никаких комментариев и разъяснений не требует.
И, наконец, совсем уж нелепый (о нелепостях) вопрос: Какую скрипку может ПЕРЕДАВАТЬ (из своих рук) какому-то мальчику Гумилёв? Разве он музыкант? Или коллекционер музыкальных инструментов? Как может он, не будучи музыкантом, осмелиться ТАК АВТОРИТЕТНО заявлять об игре на скрипке (если читать в первом смысле)?
"Девочка"
...и страдания мужчины, охваченного безумной страстью к двенадцатилетней девочке, выглядят мелко, бледно на фоне искалеченной судьбы девочки.
Экв Лес
"..И простые слова написал на дощечке: "Христианин зарыт здесь. Молитесь о нём.""
В этой фразе ценно каждое слово.
Действительно, если поднапрячься, то можно обнаружить, что всё творчество Гумилёва (точнее, не "всё творчество", а "постепенно творческий путь Гумилёва привёл его к такому пониманию") сводится именно к этому:
Ахматова заслуживает
- не осуждения (сама себя она казнила 45 лет подряд, без перерыва)
- не восхваления (с переменной активностью литературоведы и публика пели ей дифирамбы всегда)
а простого, обыкновенного, человеческого снисхождения: помолитесь о ней! То есть: человек заблуждается, но отдайте Богу правосудие, пусть Бог займётся её исправлением - мы не в силах. Таким образом объясняется смысл слов "простые" и "на дощечке", которыми воспользовался Гумилёв.
И Ахматова подпевает: "Муж - в могиле, сын - в тюрьме; помолитесь обо мне."
Никто не помолился.
Паломник
"..иди, провозглашая мне хвалы".
Провозглашают манифесты, платформы, концепции и тому подобные ПРОГРАММНЫЕ заявления. Паломничество же символизирует смирение и сопровождается самыми скромными МОЛИТВАМИ. Молитвы не провозглашаются. Молитвы, в лучшем случае, возносят.
Таким образом, в этом стихотворении говорится о том, что Гумилёв постоянно поёт гимн Аллаху, то есть, Богу, то есть, Любви.