Вторник, 24.03.19, 06:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

"Товарищ", "Отъезжающему", "Он не вернулся из боя"

Три стихотворения, близкие по тематике, точнее, по ПОДНЯТЫМ в них проблемам. "Товарищ" и "Отъезжающему" написал Гумилёв. "Он не вернулся из боя" - песня Высоцкого.
.
.
"Товарищ".
Содержание стихотворения в двух словах можно передать двумя строчками из стихотворения: "Раненый коршун, тёмной страстью товарищ дивный был объят"; и, соответственно, его постигла смерть в волнах. Но где же здесь о Музе Дальних Странствий (спросите вы)? Всё, что мы делаем ради того, чтобы найти свою половинку - делается по её велению. А в последних двух строфах прямо говорится о движении.
.
.
"Отъезжающему".
Замысловатая аллегория, обозначенная Музой Дальних Странствий, при попытке прочесть это обозначение в первом смысле оказывается придурковатой, нелепой, несостоятельной: Ни природа, ни древности (ради чего, собственно, люди и путешествуют) ему не интересны. Получается: путешествовать ради путешествия. И чем же вознаграждает Муза Дальних Странствий поддавшегося ей путешественника? Огнедышащей беседой!!! Это уже понятнее, это ближе каждому, кто был молодым, кто испытал, что такое страсть, кто знает, что речи (высказывания) иногда могут достигать огнедышащей силы (накала). Итак, Гумилёв завидует тому, кто знает, кого ищет, фактически, уже нашел и продвигается поближе (об этом говорят слова "во всём её убранстве"). А Гумилёву была объявлена столь решительная отставка, что он, оказавшись в изоляции, имеет в своём распоряжении только бумагу и перо (исписаны "фолианты" - см. "Отвечай мне, картонажный мастер").
Потому Гумилёв смело и называет её (Музу) изменницей, что несмотря на все его усилия, она не открыла для него сердце любимой.
.
.
Он не вернулся из боя .
.
Почему всё не так? Вроде всё, как всегда:
Тоже небо – опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух, и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах – без сна и покоя. (огнедышащая беседа)
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое, (женская логика не совпадает с мужской)
Он мне спать не давал, он с восходом вставал, (счастье совместной жизни)
А вчера не вернулся из боя.
.
То, что пусто теперь, - не про то разговор,
Вдруг заметил я – нас было двое.
Для меня словно ветром задуло костер, (где горят двое, или, мягче сказать, у какого костра греются двое?)
Когда он не вернулся из боя.
.
Нынче, вырвалась будто из плена, весна -
По ошибке окликнул его я:
- Друг! Оставь покурить! – А в ответ – тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие - как часовые, (Память, даже о том, кто от нас ушёл, облагораживает)
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих;
Все теперь – одному. Только кажется мне –
Это я не вернулся из боя.
.
.
И здесь о том же. "Нас было двое. А теперь я остался один". Она ушла, не вернувшись к нему после столкновения (и боя) с другим. Фигура этого (другого) человека совсем неважна в контексте этого произведения. Здесь выражено только одно - состояние покинутого.
.
"Это я не вернулся из боя". Значит, и между ними бывали сражения. Очень хочется читать эту фразу иносказательно: я не вернулся из боя, значит, проиграл сражение, погиб, меня теперь нет, это я виноват, что не удержал любимую.
.
Приношу извинения ветеранам, которым дорого воспоминание о ВОЙНЕ, и любое прикосновение, разрушающее его, кажется им (воспринимается ими) кощунственным. Однако, нигде не сказано, что друга убили.  Наоборот, Высоцкий всё время подчёркивает, что он здесь, рядом, но только не хочет со мной знаться:

Нынче, вырвалась будто из плена, весна -
По ошибке окликнул его я:
- Друг! Оставь покурить! – А в ответ – тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
.
Что значит для поэта слово ВЕСНА, знают все, кто когда-нибудь читал поэтов.
Окликают того, кто находится недалеко, а не за горами, и тем более, не того, кого уже нет на земле.
Ошибка (вызванная налетевшим весенним настроением) заключается в том, что он ЗАБЫЛ, что ему дали отставку.
О присутствии друга рядом свидетельствует и то, что он ОТВЕЧАЕТ на призыв, причём отвечает самым доходчивым образом: просто молчит, мол, не лезь, ты мне теперь не нужен.




Примечание.
Курить - этим словом акмеисты пользуются для обозначения опьянения, достигаемого более интеллигентным способом, чем вином.
"Брошенные на пол папиросы" - "Принцесса"
"Как дым из трубки моряка, чей труп чуть виден из песка..." - "Мой час", и так далее; Всюду мы встречаем подтверждение этому предположению.
.
Приложение.
.
Полисемичность.
.
"Отражается небо в лесу как в воде".
.
Отражается, как отражаются в воде любые предметы
или
В лесу, как будто он (лес) и есть вода. (?)
.
Здесь Высоцкий делает значительный шаг вперёд по пути Гумилёва. Он переходит к более глубоким философским обобщениям. Ну, что такое, как не детский лепет, гумилёвское "так вот и вся она природа, которой дух не признаёт ..." по сравнению с этим (разбираемым) шедевром? Здесь нам предоставляется целое ПОЛЕ деятельности: Смотрите! По лесу (по людям) видно, какое у него небо (какой у них дух)! Почти водяной ... У Гумилёва есть даже сборник под названием "Чужое небо", что, если перевести на человеческий язык, значит: "Пишу человеку, чужому мне по духу"  
.