Вторник, 24.03.19, 09:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мик

Зверь, которого до сихпор не убил Гумилёв.
.

.
Можно ли считать, что эта поэма описывает детальнейшим образом всю жизнь Гумилёва, начиная от первых его (признанных) стихов (свою кончину автор предпочёл обойти молчанием), и даже будущее самого близкого ему человека (Гумилёв обладал способностью с поразительной точностью ПРЕДВИДЕТЬ. "Ты железные пишешь законы; Хаммураби, Ликурги, Салоны у тебя поучиться должны", - так охарактеризовала Ахматова эту его способность) - если автор нигде не показывает своё лицо (иногда позволяет себе общие замечания, например: "А этот труд - для женщин труд, мужчины все его бегут", или " И так красив их пёстрый мех, что им простится всякий грех!"), и только ОДИН РАЗ автор высунулся из-за ширм? И из-за чего же? Точнее, из-за кого?
.
".....и зверь, чудовищный на взгляд,
С кошачьей мордой, а рогат -
За ними. Я мечту таю,
Что я его её убью
И, к УДИВЛЕНИЮ друзей {Авторитет этого поэта был (и остаётся!) непревзойдённым; несмотря на многочисленные указания (и самого поэта и его исследователей), что всё совсем не так, как кажется (с первого взгляда) },
Врагам на зависть, принесу
В зоологический музей
Его пустынную красу"{Этот поэт был нелюдимым, и его творчество достойно находиться в музее} (ч.1)
.
"...Царица зебр - волшебней сна,
Скача,поспорит с ветерком,
Давно помолвлена она
Со страусовым королём,
Но по пустыням говорят,
Есть зверь сильней и выше всех,
Как кровь, рога его горят,
И лоснится кошачий мех.
Он мог бы первым быть царем,
Но он не думает о том,
И если кто его встречал,
Тот быстро чах и умирал." (ч.2)
.
"......и там следил, как облака
Ваяет Божия рука { пишутся стихи "от имени любви"}.
И лишь тогда бывал он рад,
Когда смотрел на водопад,
Столбами пены ледяной
Дробящийся над крутизной {Это ещё самая мягкая (щадящая) характеристика его творчества}.
К нему тропа, где вечно мгла,
В колючих зарослях вела,
И мальчик знал, что неспроста
Там тишина и темнота
И даже птицы не поют,
Чтоб оживить глухой приют.
.
Там раз в столетие трава,
Шурша, вскрывается как дверь;
С рогами серны, с мордой льва
Приходит пить какой-то зверь.
Кто знает, где он был сто лет,
И почему так стонет он
И заметает лапой след,
Хоть только ночь со всех сторон,
Да, только ночь, черна как смоль,
И страх, и буйная вода;
И в стонах раненого боль,
Не гаснущая никогда!? {Именно такова доминирующая оценка его творчества исследователями}" (ч.7)
.
"В отвесной каменной стене,
Страшна, огромна и черна,
Виднелась дверь из ЧУГУНА
На неприступной вышине.
Усталый, исхудалый Мик
Пред нею головой поник
И стонет: "Больше нет пути,
Не знаю я, куда идти,
Хоть сам могучий Дух Лесов -
Хранитель мой и мой покров!"
.
Тут медленно открылась дверь,
И медленно явился зверь
С кошачьей мордой, а рогат;
И Мик потупил в страхе взгляд,
Но в дверь вступил......."(ч.9)
.
Морда, одновременно и кошачья и львиная - это та самая, ложная богиня Бастет.
.
Кто из поэтов, близких Гумилёву, почти брат (читай "Дон Жуан"), находился под безраздельным влиянием этой богини? Серебряный Век таит не так уж много загадок.
.
.
PS.
.
"...Когда бесчисленный народ меня им властвовать зовёт!" - эта тема детально разработана в поэме "Открытие Америки". Действующее лицо - то же.
.
.
На одной фразе невозможно не остановиться подробнее:
.
"...Почему он
заметает лапой след,
Хоть только ночь со всех сторон,
Да, только ночь....?"
.
Почему он не хочет, чтоб его заметили? Чего он опасается? Точнее, кого он опасается? Перед кем он виноват, подходя к водопаду? "Ночь со всех сторон" - это значит, что ночь и с той, одной, единственной стороны, которая играет в этой ситуации роль. Особый нажим на ночь (дважды повторено такое, казалось бы, малозначительное обстоятельство) свидетельствует, что и для автора это обстоятельство немаловажно. Зачем опасаться Гумилёва (как Дон Жуан мог бы опасаться Командора), когда ему обьявлена ночь, его просто не любят?