Среда, 17.11.22, 11:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Гумилeв - 5

Почему СКРИПАЧ должен погибнуть, посмотрев в глаза чудовищ? И откуда, вообще, возьмутся чудовища, когда скрипач берёт в руки СКРИПКУ?
Очевидно, что скрипач посмотрит в глаза "скрипке", которая и является чудовищем.
Что такое "чудовище морское", очень внятно обрисовал Гумилёв в стихотворении "Змей":
 чудовища морские - это женщины, в обществе которых принято секс называть любовью (на дне общества).
Что такое "скрипка", можно узнать из стихотворения "На острове"("Стансы").
..Далее. Смерть скрипача названа ОДНОВРЕМЕННО и страшной, и славной.
Невольно тут вспомнишь о "мучительном блаженстве" влюблённых, с которым носятся все поэты.
 Смерть (измена при контакте со "скрипкой"), как любая измена, конечно, страшна, но, с другой стороны, изменник к ней стремился,
 добивался её, и друзья-приятели-компаньоны-собутыльники- Блок и другие братья-писатели, скорее всего, станут ВОСПЕВАТЬ
(смерть названа "славной") твою победу. И уж, на пределе откровенности, игра на скрипке названа "счастьем, отравляющим миры".
"Посмотри в глаза" - это настолько распространённый (в литературе) атрибут поведения влюблённых,
что никаких комментариев и разъяснений не требует.
И, наконец, совсем уж нелепый (о нелепостях) вопрос: Какую скрипку может ПЕРЕДАВАТЬ (из своих рук) какому-то мальчику Гумилёв?
Разве он музыкант? Или коллекционер музыкальных инструментов?
Как может он, не будучи музыкантом, осмелиться ТАК АВТОРИТЕТНО заявлять об игре на скрипке (если читать в первом смысле)?
И уж, на пределе откровенности, игра на "скрипке" названа "счастьем, отравляющем миры".

 Освобождение?
"Как сладко побеждать моря и девушек, врагов и слово"
При чтении в первом смысле перечисление совершенно разнородных стихий (побеждать моря - это путешествия, девушек - это эротические выступления, врагов - на войне, слово - писательские проблемы) оставляет впечатление бессмысленного, сумбурного набора слов.
Однако,  если подходить к этим словам как к обозначениям  со свойственным Гумилёву смыслом, можно увидеть единство и богатство (вплоть до НАРАСТАНИЯ смысла в каждом следующем одно за одним слове) этого набора.
Моря - эротика.
Враги - соперники .
Слово - Бог, то есть, Любовь.
Да и как можно победить слово? Разве со словом можно бороться? Даже Маяковский, перелопативший тысячи тонн словесной руды, чтоб подобрать нужное слово, со словом не боролся, а РАБОТАЛ.


Попугай

Я — попугай с Антильских островов,
Но я живу в квадратной келье мага.
Вокруг — реторты, глобусы, бумага,
И кашель старика, и бой часов.

Пусть в час заклятий, в вихре голосов
И в блеске глаз, мерцающих как шпага,
Ерошат крылья ужас и отвага
И я сражаюсь с призраками сов…

Пусть! Но едва под этот свод унылый
Войдет гадать о картах иль о милой
Распутник в раззолоченном плаще, —

Мне грезится корабль в тиши залива,
Я вспоминаю солнце… и вотще
Стремлюсь забыть, что тайна некрасива.

август 1909 года



Теперь, через 14 лет бессилия перед этим стихотворением, я снова берусь за его анализ, подталкиваемый частыми обсуждениями его с моими друзьями. Но никаких доказательств, оснований (таких. как принято в академическом литературоведении), и подтверждений - у моих предположений нет. Они остаются "голыми предположениями". То есть, их ценность только в том, что они ПОСТАВЛЯЮТ настоящим исследователям материал, который нужно подтверждать, доказывать, обосновывать (как любую ГИПОТЕЗУ).

1. С чего стихотворение начинается, тем и кончается: В начале говорится, кто я; а в конце говорится, к чему я стремлюсь. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, между ними - уточнение, разъяснение, почему так получилось, показана связь между началом и концом стихотворения.
2. "Я - попугай". За КЕМ же он повторяет, и ЧТО повторяет? Следуя заверениям Гумилёва (Он говорил Ане: "В жизни меня интересует только то, что имеет отношение к тебе"), можно предположить, что здесь речь идёт о нашёптывании признаний, которые Аня Горенко уже слышала от принца из "У самого моря".
3. " С Антильских островов" - действительно, нашёптывал он их ей, разумеется, уединившись с нею.
4. "Антильских" - очень далёких, и окружённых только морем. Кроме таких, бывают и острова, находящиеся недалеко от берега, например, на реке.
5. "Кашель старика" (как одно из обстоятельств, окружающих его ТЕПЕРЬ, в настоящее время) -
"Кашель" - 1. Покашливание обычно издают люди, желающие обратить на себя внимание, когда их не замечают.
2. Кашляет обычно не здоровый человек, а больной, то есть "больной любовью" (По Анненскому. "Больной" - у Анненского в стхтв. "Дымы" есть "НЕДУГ". См. также Анна Ахматова, "Бесшумно ходили по дому,...")
"Старика" - общеизвестно, что молодые люди любят обращаться к своему другу "старик". А тут, кроме этого, ещё и дело было давно.
6. "Маг" - по-видимому, это Аня Горенко, которая околдовала его.
"Бумага" - она, всё-таки, пишет стихи.
"Глобусы" - а он путешествует по миру.

    
ТУРКЕСТАНСКИЕ ГЕНЕРАЛЫ

Под смутный говор, стройный гам,
Сквозь мерное сверканье балов,   
Так странно видеть по стенам
Высоких старых генералов.
Приветный голос, ясный взгляд,
Бровей седеющих изгибы            
Нам ничего не говорят                      
О том, о чем сказать могли бы.
И кажется, что, в вихре дней,    
Среди сановников и дэнди,          
Они забыли о своей
Благоухающей легенде.
Они забыли дни тоски,            
Ночные возгласы: «К оружью»,
Унылые солончаки
И поступь мерную верблюжью;
Поля неведомой земли,
И гибель роты несчастливой,
И Уч-Кудук, и Киндерли,
И русский флаг над белой Хивой.
Забыли?— Нет! Ведь каждый час
Каким-то случаем прилежным
Туманит блеск спокойных глаз,
Напоминает им о прежнем.
«Что с вами?»  — «Так, нога болит».
— «Подагра?»—«Нет, сквозная рана».
И сразу сердце защемит
Тоска по солнцу Туркестана.
И мне сказали, что никто
Из этих старых ветеранов,
Средь копий Греза и Ватто,
Средь мягких кресел и диванов,
Не скроет ветхую кровать,
Ему служившую в походах,
Чтоб вечно сердце волновать
Воспоминаньем о невзгодах.





"Реторты" - в химической, а в основном, в алхимической лаборатории - инструмент для ПРЕВРАЩЕНИЯ одного (прежнего) в другое (НОВОЕ).

Приложение.
О том, что это слово уже проникло в поэзию, свидетельствует стихотворение И. Полувекова

150 6.13

НОЧЬ ПРИХОДИТ БЕЗ СТУКА


Весёлый дурман заблудился под вечер.
А может быть, это была уже ночь?
Прихода которой никто не заметил,
Зажмурясь от испепеляющих звёзд?

Весёлый дурман, как алхимик в реторте,
Из меди и дерева злато творит,
Сплавляет и то, что ещё не растёрто:
Мечты и желанья мои - и твои.

Не ринусь вспять, чтоб трубы в тучах пели!
За то мне огненной не избежать купели.

Ужель пьянят равно
Шальное сердце и вино?!

1О июня 97

Это стихотворение написано под впечатлением от стихотворения "У цыган" Гумилёва и сохранило многие его черты. (Но
можно расматривать и как шарж, карикатуру на него, поскольку тягаться с Гумилёвым по КАЧЕСТВУ стихов - вряд ли кто сможет).

"Но в час ............. голосов" - Очевидно, что никто из посторонних не вмешивался в беседы Николая с Аней,
так что этими словами описывается ОДНО обстоятельство: Проклятия Ани (ЭТОГО она не отрицает) звучали в вихре ДВУХ голосов. Кроме того, рассказ о проклятиях начинается с противительного союза "НО". То есть:
"ХОТЬ я и живу, околдованный магом, НО всё-таки мы иногда ссоримся"

"Я сражаюсь с призраками сов" -- О чём же они спорят? Оказывается, Аня до сих пор находится в плену у призраков. О каких
"совах" здесь идёт речь - пока не получило толкования.
"Призраками" - призраком называется то, что воскрешено насильственно, а на самом деле его давно уже не существует.

7. Теперь мы можем присмотреться к самой трудной (для понимания) фразе стихотворения, из-за которой, собственно, и затормозилась работа над ним.

"...и вотще стремлюсь забыть, что тайна некрасива".

Можно исходить из предположения, что здесь речь идёт не о "тайнах вообще", а о тайне, имеющей непосредственное отношение к автору (так как ВСЁ стихотворение написано в ключе "Я -..., Я -..., Я -...") - либо он что-то скрывает, либо от него что-то скрывают. Тут самое время предоставить слово БИОГРАФАМ Гумилёва. Но они молчат (об этом). Им гораздо важнее исследовать участие Гумилёва в войне и других общеизвестных общественных явлениях. Поэтому, не желая проявлять навязчивость, предоставим слово читателям, которые все, в той или иной мере, являются экспертами по биографии Гумилёва.


Дополнение.
"Солнце" - яркие, светлые, жизнеопределяющие события или обстоятельства.
"Залив" - часть "моря", в которой отсутствуют бури, в которой преобладает спокойное течение жизни.

Приложение. В комментарии от 5 августа 1997 года (который в значительной степени ПРЕОДОЛЁН, признан неудовлетворительным), я писал:
...Получается громоздкая конструкция:
Тайна - это некое несоответствие между тем, что видно, и тем, что лежит в основе.

Тело живёт в квадратной келье, а душа - на корабле в тиши залива, в лицезрении солнца. (Надеюсь, уже излишне напоминать, символами чего являются "солнце", "тишь залива", "корабль"...)
"Но я живу..." - В этом "но" -ВСЁ! Тем самым признаётся, что "Я" - идентифицируется с попугаем-душой, кораблём, а не с попугаем-телом, кельей, в которую ходят распутники в раззолоченных плащах. Кстати, этот образ, по-видимому, означает КРАСАВИЦУ (?), не стремящуюся скрыть свои красоты, а наоборот, пользующуюся достижениями цивилизации для их демонстрации.

"Стремлюсь забыть, что..." - значит, хотелось бы оставить это положение как есть, раз уж оно существует. Но что-то не оставляет в покое, напоминает: так - нехорошо, некрасиво. То есть, его (?) состояние души находится в тайне - не было высказано.

Фрагмент от 9 февр.2010:

Стихотворение разделено на две части, различающиеся по нескольким ОСНОВНЫМ параметрам:
* По форме. Строфы по 4 или по 3 строки.
* По содержанию. В первой описываются келья и что происходит в келье, а во второй - затруднения автора, связанные с одним, определённым обстоятельством.
* По отношению автора к описываемому.


Первая часть охарактеризована, точнее, отношение к ней автора выражается словом "Пусть!", то есть: Хоть это и тяжело, но всё-таки это можно перенести, вытерпеть, как-то с этим жить, как-то бороться ("Ерошат перья.....сражаюсь...").

На втором месте по сложности стоит фраза "Едва случится то-то - я вспоминаю, мне грезится то-то". И расшифровать её смысл можно, только совершив несколько шагов, причём, каждый следующий шаг можно сделать, только находясь во всеоружии результатов предыдущего шага.
1. Такое, казалось бы, случайное, эпизодическое обстоятельство, введённое словами в будущем времени ( в русском языке будущее время применяется также и для описания ПОВТОРЯЮЩИХСЯ явлений) - "войдёт", "гадать", "о картах ИЛЬ о милой" - не должно отпугивать читателей, интересующихся ЖИЗНЬЮ Гумилёва. КОНКРЕТНОСТЬ описаний у всех акмеистов - абсолютна; нет ни одного лишнего слова. ВСЁ - только о себе (Естественно, человек - мыслящее существо, и живёт не в вакууме, а в обществе ещё нескольких лиц, так что, "о себе" - значит "обо всех ЛИНИЯХ СВЯЗИ меня с внешним
миром").
2. Непосредственное отношение к Гумилёву имеют не только "распутник", "залив", "корабль", "солнце"..., но и обстоятельства, изложенные в первой части (как было показано выше).
3. "Вспоминаю", "грезится" - такими словами обычно описывается то дорогое, что УШЛО в прошлое.
"Едва случится - ...." этими словами подчёркивается, что "распутник" здесь не случайная фигура, а имеет отношение к описываемому.
"Войдёт - мне грезится, я вспоминаю. я стремлюсь..." - такое построение оборота свидетельствует о том, что именно этот распутник и является причиной, почему "солнце" ушло в прошлое.
4. Конкретность описания распутника была бы неполной, если в его фигуре не видеть одного конкретного человека с "коротким звонким именем".
5. "Войдёт под этот свод унылый" = вклинится в общество Гумилёв-Ахматова, и без того неуравновешенное, неустойчивое, не достигшее стабильности.
6. Различное отношение автора к описываемым частям подчёркивается ДВОЙНЫМ "Пусть!", второе из которых дополнительно усилено восклицательным знаком!

PS. Наконец-то я ставлю точку в комментариях к этому стихотворению.
"...и вотще стремлюсь забыть, что тайна некрасива".
Здесь имеется в виду НЕ, что тайны бывают, оказываются, случаются, становятся некрасивы, а что ИМЕННО ЭТА ТАЙНА НЕКРАСИВА. Гумилёв не объясняет нам, о какой тайне идёт речь. Мы можем только догадываться, что исходя из всего содержания стихотворения подразумевается тайна, о которой Аня Горенко не любит распространяться перед Гумилёвым - о том, как "этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли". И тогда приобретают ясный, отчётливый, правильный смысл слова "вотще стремлюсь забыть, что некрасива", которые при прочтении в первом смысле топорщатся и никак не увязываются друг с другом.

P.S.
"Войдёт" - совсем не обязательно ЛИЧНОЕ присутствие Блока у Ахматовой. Достаточно ей ЧИТАТЬ его стихи (которые как раз и называются "РАЗЗОЛОЧЕННЫМ плащом" из-за столь высокой оценки, даваемой им публикой) - и он ВХОДИТ в её сознание (называемое здесь "свод унылый").


Солнце духа.


Отнести это стихотворение к «военным» можно только по невнимательности.
Ведь, уже при первом прочтении бросается в глаза, что слово «бой» находится в контексте слов (как расположенных рядом (огнезарном), так и удалённых), не вяжущихся со словом «бой»; а ведь это стихотворение прочитано не раз, о нём сказано МНОГО. ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ слова (кроме слова «бой»), включая НАЗВАНИЕ стихотворения, говорят о ДУХЕ. Поэтому первым предположением будет то, что в этом стихотворении описывается работа духа, и слово «бой» должно занять в нём своё достойное место, а именно: иметь смысл слова-обозначения, слова, обозначающего столкновения душ, принципов. Каковое и является основной формой работы духа.
Если же «огнезарный» - это «освещённый вспышками огнестрельного оружия», то возникает вопрос: К каким из уже состоявшихся военным сражениям применимо определение «огнезарный», о каком он (автор) мечтает? Битва при Ватерлоо? Сражение при Каннах? Бородинская битва? Сталинградская битва? Война Севера и Юга? Тридцатилетняя война?
Однако определение «огнезарный» прижилось по отношению к войне. Например, у Ахматовой: «Две войны освещали путь». Огнезарный - буквально значит: «освещающий огнём» - огонь, пылкий, обжигающий, разгорячённый, полыхающий (как любой огонь), который СВЕТИТ.
А есть ли (было ли до Гумилёва) такое слово в русском языке?
И если ты, читатель, стал чуточку внимательнее, то к тебе вопрос: Что в этом стихотворении названо СОЛНЦЕМ ДУХА, в лучах которого СОЗРЕЮТ ПЛОДЫ ? И что это за плоды?

Продолжение.


Для того, чтобы плоды духа созрели, должно трудиться СОЛНЦЕ (сказано, что к тому времени «солнечные кончатся труды»). То есть, именно воспоминания о самых светлых, самых ярких, самых жизнеопределяющих моментах (или событиях) - способствуют пробуждению духа.



ТУРКЕСТАНСКИЕ ГЕНЕРАЛЫ

Под смутный говор, стройный гам,
Сквозь мерное сверканье балов,   
Так странно видеть по стенам
Высоких старых генералов.
Приветный голос, ясный взгляд,
Бровей седеющих изгибы            
Нам ничего не говорят                      
О том, о чем сказать могли бы.
И кажется, что, в вихре дней,    
Среди сановников и дэнди,          
Они забыли о своей
Благоухающей легенде.
Они забыли дни тоски,            
Ночные возгласы: «К оружью»,
Унылые солончаки
И поступь мерную верблюжью;
Поля неведомой земли,
И гибель роты несчастливой,
И Уч-Кудук, и Киндерли,
И русский флаг над белой Хивой.
Забыли?— Нет! Ведь каждый час
Каким-то случаем прилежным
Туманит блеск спокойных глаз,
Напоминает им о прежнем.
«Что с вами?»  — «Так, нога болит».
— «Подагра?»—«Нет, сквозная рана».
И сразу сердце защемит
Тоска по солнцу Туркестана.
И мне сказали, что никто
Из этих старых ветеранов,
Средь копий Греза и Ватто,
Средь мягких кресел и диванов,
Не скроет ветхую кровать,
Ему служившую в походах,
Чтоб вечно сердце волновать
Воспоминаньем о невзгодах.