Пятница, 18.05.25, 09:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Анненский предыдущ

Бесконечность


Девиз таинственной похож
На опрокинутое восемь.
Она - отраднейшая ложь
Из всех, что мы в сознанье носим.

В кругу эмалевых минут
Её свершаются обеты,
А в сумрак звёздами блеснут
Иль ветром полночи пропеты.

Но где светил погасших лик
Остановил для нас теченье,
Там Бесконечность - только миг,
Дробимый молнией мученья.


Бесконечность в математике не может ни огорчить, ни обрадовать мыслителя.
Бесконечность в физике (и астрономии), мало того, что является весьма сомнительной, подозрительной категорией, эмоционального отклика обычно не вызывает.
Бесконечность, как философская категория, не подлежит обсуждению с позиций, основанных на эмоциональном подходе.

Однако, есть ещё одна бесконечность, о которой, по-видимому, и говорит Анненский.  Что это за бесконечность, видно из второй строфы, а в последней даётся её разновидность.

"В кругу эмалевых минут
Её свершаются обеты" = Обещания в БЕСКОНЕЧНОЙ верности (любви) люди дают в минуты БЛЕСТЯЩИХ, самых ярких, светлых отношений.

"А в сумрак звёздами блеснут" - они оказываются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО недолговечны, ТЬМА их вытесняет.

"Иль ветром полночи пропеты" - скоропалительные обещания могут вырваться (пропеты) из-за неудачи в имеющихся отношениях (полночи).

Контрастом "отраднейшей бесконечности" показана нам бесконечность страдания человека, оставшегося  БЕЗ своей пассии:  "светила погасли, остановилось теченье" - в последней строфе.


СВЕЧКУ ВНЕСЛИ

"..когда сумерки ходят по дому"

сумерки - то же, что "тьма", только ещё не полная, когда утрачивается понимание ситуации.
"ДОМ" - семья.



"На Северном Берегу"

Сначала я думал, что "закатным думам будет невмоготу их (дум) властная краса".  "Властная краса закатных дум" - Вот это да! (Потом я узнал, что такая трактовка совпадает с общепринятой).   Но ведь перед этой фразой следует фраза о море и небе, к которой рассматриваемая присоединена странным двойным "что" при "потому".
Теперь я склоняюсь к мысли, что человеку, удаляющемуся от "моря" и "неба" ( а берег - это и есть край моря), будет невмоготу их (моря и неба) властная (это - основной инстинкт) краса.
"Море", а также океаны, реки, озёра, волны и всё мокрое или сырое - символизирует эротику.
"Небо" - с библейских времён, и даже раньше,  символизирует область духа, отвлечённых понятий, идей, принципов, установок, морали и т. п.
Очевидно, оборот "моим закатным думам невмоготу" - это эналлага, которая в раскрытом виде читается как "мне, с моими закатными думами, невмоготу".
Я пока что встречал только два человека (кроме Анненского - Гумилёв), которые столь откровенно  НА  РАВНЫХ  разговаривают с Богом: Он всё простил небесам! (в отличие от Омара Хайама) и причислил их (небеса!) к товарищам непоправимых мук! (Такой подход к "небу", правда, не в такой резкой форме, встречается довольно часто).

"Властная" - этим словом (в обычном языке, ещё до каких-либо иносказаний) характеризуют то, что имеет отношение к приказам, требованиям, повелениям. Приказы же всегда подразумевают некий объект, приказывать можно только "что-то".  Спрашивается, ЧТО может приказывать Анненскому краса закатных дум?



..Зачем мне рай, которым грезят все!

Если читать в первом смысле, нет ничего зазорного, когда рай - один для всех. Туда попадают все праведники, и им там не тесно, они не обижают друг друга, и нкто не считает себя униженным из-за того, что там наравне праведники "всех рангов".
Однако, если под словом "рай" понимать "рай для двоих" (такое прочтение хорошо согласуется с текстом стихотворения), то становится понятно, в какой опаснсти находится человек, если предмет его обожания одновременно является и предметом воздыханий всех окружающих.




Из невъх в сборники

Сверкание

Если любишь - гори!
Забываешь - забудь!
Заметает снегами мой путь.
Буду день до зари
Меж волнистых полян
От сверканий сегодня я пьян.

Сколько есть их по льдам
Там стеклинок - я дам,
Каждой дам я себя опьянить.
Лишь не смолкла бы медь,
Только ей онеметь,
Только меди нельзя не звонить.

Потому что порыв
Там рождает призыв,
Потому, что порыв - это ты.
Потому что один -
Этих мёртвых долин
Я боюсь белоснежной мечты.